К списку новостей

Как у Баффета

Приобретение «Интач страхование» полностью укладывается в рыночную стратегию компании «Благосостояние». В основе этой стратегии — технологии, диверсификация и прямые продажи.

Сделка по покупке страховой компанией «Благосостояние» компании «Интач страхование» (бренд  INTOUCH) у RSA Insurance Group будет закрыта в ближайшее время. Объем страховых премий, собранных «Интач страхование», по итогам 9 мес. 2015 года превысил 1,62 млрд рублей, объем бизнеса страховой группы «Благосостояние» — 4,32 млрд рублей (по данным Банка России). За 9 мес. 2015 года «Интач страхование» заработала 67 млн рублей прибыли до налогообложения, согласно отчетности по МСФО, и ожидается, что  в 2016 году ее бизнес станет прибыльным.

Смена вех

Сделка с «Интач страхование» укладывается в тенденцию последних лет: иностранные игроки, ранее безоглядно верившие в будущее российского рынка, постепенно сворачивают здесь свое присутствие. В 2014 году от российского страхового актива избавилась швейцарская группа Zurich, а немецкая Allianz и американская AIG отказались от работы на розничном рынке, сосредоточившись на корпоративном сегменте. Операционный директор RSA Insurance Group Пол Уиттакер, комментируя продажу актива, заявил, что у них не получилось добиться в России того же масштаба бизнеса, как в Соединенном Королевстве, Канаде и Скандинавии.

Впрочем, проблемы обострились почти у всех страховщиков. Дело в экстенсивном развитии, на которое делали ставку многие компании на отечественном рынке. До 2013 года объем собираемых премий увеличивался  на 20% ежегодно, и казалось, что нужно заботиться лишь о продажах, максимизируя их всеми способами, оставляя вопросы рентабельности на потом. Многие эксперты отмечали существенный рост расходов на услуги посредников, однако кризис заставил скорректировать модель, в которой высокие расходы на посредников сочетались с низкой рентабельностью бизнеса. «В определенных сегментах рынка, в частности, в автостраховании мы уже видим сокращение издержек. Естественно, такая существенная часть затрат, как комиссии посредников, вряд ли останутся на прежнем уровне»,  — полагает Генеральный директор  «СК Благосостояние» Дмитрий Максимов.

Окончательных результатов по сборам  страховых премий за 2015 год пока нет, но уже ясно, что по самым оптимистичным  оценкам, в абсолютном размере страховой рынок вырос едва ли на 2%. И это только за счет обязательных видов страхования — добровольное страхование из-за сложных экономических условий ушло в минус. Сильнее всего «провалились» комплексное страхование жизни, КАСКО и страхование от несчастного случая. В условиях повышения требований к страховщикам со стороны регулятора (ЦБ) это должно привести к дальнейшей концентрации рынка. При этом не секрет, что российские страховщики обычно предпочитают не поглощать другие компании, а расти самостоятельно, так как интересный объект для приобретения на страховом рынке встречается крайне редко. Поэтому покупка «Интач» стала заметным событием.

Удаленный  и дешевый

Компания  «Интач страхование» работает на российском рынке уже семь лет, продавая страховые продукты под брендом INTOUCH. Модель ее работы -   “прямое страхование”. Это означает отсутствие необходимости в разветвленной сети посредников, «Интач» работает со страхователями дистанционно: по телефону и через интернет (а также в дилерских центрах и банках), страховые случаи урегулируются также удаленно без личного общения со страховой компанией. Это полностью отвечает запросам современных потребителей страховых услуг: согласно исследованию Boston Consulting Group, как минимум половина из них хотела бы общаться со страховщиком удаленно. Интересно, что по схожему принципу функционирует один из любимых активов Уоррена Баффета — страховщик GEICO.

Интач занимается автострахованием, страхованием от несчастных случаев и болезней, страхованием имущества и гражданской ответственности, продает страховки для туристов, выезжающих за рубеж. При этом компания применяет современный метод оптимизации стоимости КАСКО в зависимости от стиля вождения, основанный на применении технологии “телематика”. Это особенно важно в условиях кризиса, когда потребители стремятся сэкономить на страховых продуктах. С прошлого года  стала возможна продажа полностью электронных полисов ОСАГО, что открыло для прямых страховщиков новые перспективы. Бизнес-модель «Интач» хорошо работает даже в сложный период: за 9 месяцев 2015 года компания привлекла на 32,3% больше премий, чем за аналогичный период годом ранее. Для страховой компании «Благосостояние» это хороший актив — он полностью укладывается в ее стратегию развития.

«Проанализировав тенденции развития рынка, мы приняли новую стратегию развития, которая предусматривает большую диверсификацию и движение в сторону полноценной  универсальной компании за счет запуска новых  продуктов и развития прямых продаж, — говорит Генеральный директор  «СК Благосостояние» Дмитрий Максимов».

« СК Благосостояние» контролируется НПФ «Благосостояние». В 2013 году НПФ «Благосостояние» приобрело российскую дочку страховой компании Aviva, занимающуюся страхованием жизни, корпоративным рисковым и пенсионным страхованием. Эффективная модель прямых продаж в дальнейшем будет использована и для продвижения не только автострахования, но и личных видов страхования.  «Приобретение отлаженной системы продаж и поддержки бизнеса на основе готовой платформы с сильным брендом позволит сэкономить время и средства на собственные разработки  и даст возможность ускорить вывод новых продуктов на рынок наиболее эффективным способом», — Генеральный директор «СК Благосостояние» Дмитрий Максимов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарий от Павла Самиева:

— «Интач» представляет интерес именно с точки зрения технологий и инфраструктуры, заточенной на прямые продажи. Этот канал в России до сих пор не сильно развит, соответствующего опыта у игроков мало. «Интач» же является флагманом на российском рынке прямого страхования и обладает соответствующим опытом и методикой оценки страхователя, работы с портфелем и операционными рисками, особенно с  точки зрения мошенничества. Прямые продажи дешевле, чем агентские – но на большом масштабе. При небольшом объеме клиентов прямой канал может быть даже дороже — так как постоянные расходы в этом случае велики: на поддержку той самой инфраструктуры, на больший, чем обычно, колл-центр, на рекламу.

Евгения Обухова

Источник: expert.ru