К списку новостей

Первое в истории исследование пенсионного дефицита в Европе

Первое в истории исследование пенсионного дефицита в Европе

Aviva совместно с компанией Deloitte провела масштабное общеевропейское исследование, призванное определить уровень пенсионного дефицита по всей Европе, включая Россию. Пенсионный дефицит показывает, сколько необходимо откладывать целевым образом к пенсии дополнительно к текущему уровню соответствующих целевых и нецелевых сбережений, чтобы обеспечить достойную пенсию (с коэффициентом замещения 70%) в ближайшие десятилетия.

Это первое исследование такого. До сегодняшнего дня все попытки оценить, насколько недостаточным окажется пенсионное обеспечение в будущем, были единичными и предпринимались только отдельными государствами.

Пенсионный дефицит в России составляет 402 млрд. евро в год, а это 27% от ВВП, скорректированного по индексу паритета покупательной способности.

В странах Евросоюза суммарный годовой пенсионный дефицит составляет 1,9 трлн. евро, что примерно равно 19% европейского ВВП, скорректированного по индексу паритета покупательной способности.

Пенсионный дефицит значителен и будет только увеличиваться, если не принять срочных мер. Такие меры должны сочетать улучшения в законодательстве и регулировании с изменениями в поведении населения. Необходимо, чтобы люди осознали, что их уровень пенсионного дохода будет зависеть от объема сбережений, сделанных в течение трудоспособного возраста. Тем, кто не будет откладывать на будущее, вероятнее всего, придется работать дольше и согласиться на более скромный уровень жизнь на заслуженном отдыхе.

Согласно исследованию, непенсионные активы могут покрыть пенсионный дефицит всего на 20%.

Пенсионный дефицит в странах Европы

Страна

Годовой пенсионный дефицит, млрд евро

Годовой пенсионный дефицит в процoт ВВП 2010 /по паритету покупательной способности/

Годовой пенсионный дефицит,

тыс евро

Годовой пенсионный дефицит для граждан 20-ти лет, тыс евро

Годовой пенсионный дефицит для граждан 40-а лет, тыс евро

Годовой пенсионный дефицит для граждан 50-и лет, тыс евро

Франция

243,5

17

7,9

3,4

5,2

7,5

Чехия

25,3

14

4,6

0.9

2,1

4,0

Германия

468,8

24

11,6

1,7

4,7

9,8

Венгрия

9,5

7

1,9

0,8

1,4

1,6

Ирландия

20,2

17

9,1

1,7

3,9

6,9

Италия

97,6

8

3,1

0,4

1,0

2,0

Литва

5,0

13

3,0

0,8

2,1

3,6

Польша

68,8

14

3,4

1,3

2,3

4,3

Румыния

40,2

23

3,7

1,3

2,9

4,8

Испания

170,5

18

7,0

1,2

2,9

5,7

Великобритания

379,0

26

12,3

1,5

3,7

7,4

Россия

401,7

27

5,8

1,6

3,7

6,1

Турция

91,0

14

2,4

0,5

1,5

3,2

Чтобы устранить пенсионный дефицит и стимулировать рост накоплений, Aviva предлагает:

  • Внедрить стандарт качества пенсий. Поставщикам услуг это дает возможность продемонстрировать качество и надежность предлагаемых услуг, а потребителям упростит сопоставление пенсионных продуктов и повысит их доверие.
  • Утвердить европейский план пенсионных сбережений. Представляется, что такой план станет для правительств стимулом к тому, чтобы поднимать культуру сбережений и увеличить долю накопительного пенсионного обеспечения.
  • Направлять всем гражданам на регулярной основе отчеты о размере государственной пенсии, на которую они могут рассчитывать. Это заставит потребителей рассматривать государственную пенсию лишь как часть комплексной стратегии заботы о будущем.

Данные меры подходят для всех европейских стран. Дополнительно к ним, для России важны следующие факторы:

  • Создание предпосылок для устойчивой положительной динамики реальной доходности по финансовым инструментам, в которые могут инвестировать денежные средства граждане и институциональные инвесторы. Сложно ожидать от населения долгосрочных сбережений в условиях, когда уровень инфляции превышает номинальные процентные ставки.
  • Повышение социальной ответственности бизнеса как в части финансирования, так и проведения разъяснительной работы среди сотрудников.
  • Возможность выбирать инвестиционную стратегию для размещения своих индивидуальных пенсионных накоплений (пенсионных и страховых резервов). Сейчас формально ничто не запрещает этого делать, но на практике пенсионное законодательство допускает неоднозначное трактование ряда положений. В результате пенсионные провайдеры вынуждены трактовать их консервативно, дабы избежать претензий со стороны регулирующих органов. В конечном счете, клиенты лишены возможности инвестировать в долгосрочные финансовые инструменты, обычно дающие более высокие доходы в длительной перспективе.