Первое в истории исследование пенсионного дефицита в Европе
Aviva совместно с компанией Deloitte провела масштабное общеевропейское исследование, призванное определить уровень пенсионного дефицита по всей Европе, включая Россию. Пенсионный дефицит показывает, сколько необходимо откладывать целевым образом к пенсии дополнительно к текущему уровню соответствующих целевых и нецелевых сбережений, чтобы обеспечить достойную пенсию (с коэффициентом замещения 70%) в ближайшие десятилетия.
Это первое исследование такого. До сегодняшнего дня все попытки оценить, насколько недостаточным окажется пенсионное обеспечение в будущем, были единичными и предпринимались только отдельными государствами.
Пенсионный дефицит в России составляет 402 млрд. евро в год, а это 27% от ВВП, скорректированного по индексу паритета покупательной способности.
В странах Евросоюза суммарный годовой пенсионный дефицит составляет 1,9 трлн. евро, что примерно равно 19% европейского ВВП, скорректированного по индексу паритета покупательной способности.
Пенсионный дефицит значителен и будет только увеличиваться, если не принять срочных мер. Такие меры должны сочетать улучшения в законодательстве и регулировании с изменениями в поведении населения. Необходимо, чтобы люди осознали, что их уровень пенсионного дохода будет зависеть от объема сбережений, сделанных в течение трудоспособного возраста. Тем, кто не будет откладывать на будущее, вероятнее всего, придется работать дольше и согласиться на более скромный уровень жизнь на заслуженном отдыхе.
Согласно исследованию, непенсионные активы могут покрыть пенсионный дефицит всего на 20%.
Пенсионный дефицит в странах Европы
Страна
|
Годовой пенсионный дефицит, млрд евро
|
Годовой пенсионный дефицит в процoт ВВП 2010 /по паритету покупательной способности/
|
Годовой пенсионный дефицит,
тыс евро
|
Годовой пенсионный дефицит для граждан 20-ти лет, тыс евро
|
Годовой пенсионный дефицит для граждан 40-а лет, тыс евро
|
Годовой пенсионный дефицит для граждан 50-и лет, тыс евро
|
Франция
|
243,5
|
17
|
7,9
|
3,4
|
5,2
|
7,5
|
Чехия
|
25,3
|
14
|
4,6
|
0.9
|
2,1
|
4,0
|
Германия
|
468,8
|
24
|
11,6
|
1,7
|
4,7
|
9,8
|
Венгрия
|
9,5
|
7
|
1,9
|
0,8
|
1,4
|
1,6
|
Ирландия
|
20,2
|
17
|
9,1
|
1,7
|
3,9
|
6,9
|
Италия
|
97,6
|
8
|
3,1
|
0,4
|
1,0
|
2,0
|
Литва
|
5,0
|
13
|
3,0
|
0,8
|
2,1
|
3,6
|
Польша
|
68,8
|
14
|
3,4
|
1,3
|
2,3
|
4,3
|
Румыния
|
40,2
|
23
|
3,7
|
1,3
|
2,9
|
4,8
|
Испания
|
170,5
|
18
|
7,0
|
1,2
|
2,9
|
5,7
|
Великобритания
|
379,0
|
26
|
12,3
|
1,5
|
3,7
|
7,4
|
Россия
|
401,7
|
27
|
5,8
|
1,6
|
3,7
|
6,1
|
Турция
|
91,0
|
14
|
2,4
|
0,5
|
1,5
|
3,2
|
Чтобы устранить пенсионный дефицит и стимулировать рост накоплений, Aviva предлагает:
- Внедрить стандарт качества пенсий. Поставщикам услуг это дает возможность продемонстрировать качество и надежность предлагаемых услуг, а потребителям упростит сопоставление пенсионных продуктов и повысит их доверие.
-
Утвердить европейский план пенсионных сбережений. Представляется, что такой план станет для правительств стимулом к тому, чтобы поднимать культуру сбережений и увеличить долю накопительного пенсионного обеспечения.
-
Направлять всем гражданам на регулярной основе отчеты о размере государственной пенсии, на которую они могут рассчитывать. Это заставит потребителей рассматривать государственную пенсию лишь как часть комплексной стратегии заботы о будущем.
Данные меры подходят для всех европейских стран. Дополнительно к ним, для России важны следующие факторы:
- Создание предпосылок для устойчивой положительной динамики реальной доходности по финансовым инструментам, в которые могут инвестировать денежные средства граждане и институциональные инвесторы. Сложно ожидать от населения долгосрочных сбережений в условиях, когда уровень инфляции превышает номинальные процентные ставки.
-
Повышение социальной ответственности бизнеса как в части финансирования, так и проведения разъяснительной работы среди сотрудников.
-
Возможность выбирать инвестиционную стратегию для размещения своих индивидуальных пенсионных накоплений (пенсионных и страховых резервов). Сейчас формально ничто не запрещает этого делать, но на практике пенсионное законодательство допускает неоднозначное трактование ряда положений. В результате пенсионные провайдеры вынуждены трактовать их консервативно, дабы избежать претензий со стороны регулирующих органов. В конечном счете, клиенты лишены возможности инвестировать в долгосрочные финансовые инструменты, обычно дающие более высокие доходы в длительной перспективе.